Туркомпаниям придется отредактировать договоры с туристами

Источник: rtournews.ru

Турагентствам и туроператорам в скором времени придется пересмотреть бланки договоров на оказание услуг частным лицам и исключить из них условия, которые тем или иным образом ущемляют права потребителей, сообщает портал Profi.travel.

Напомним, 1 мая была принята новая редакция статьи 16 «Закона о защите прав потребителей», которая устанавливает перечень условий договора, ущемляющих права потребителя. Закон вступает в силу 1 сентября и распространяется, в том числе, на договоры, заключенные до даты принятия закона. Вступление закона в силу окажет прямое влияние на договорную практику турбизнеса.

Целый ряд условий договоров с туристами, часто встречающиеся в практике, будут считаться ущемляющими права потребителя и ничтожными.

Согласно новой редакции статьи 16, недопустимыми и ничтожными будут признаны следующие условия:

  • условия, которые предоставляют исполнителю право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий);
  • условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров (права потребителя предъявить иск по месту жительства);
  • условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие праву потребителя на отказ от договора;
  • условия, которые исключают или ограничивают ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
  • условия, которые предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя (например страховых услуг или информационных услуг);
  • условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты (например, с использование национальных платежных карт);
  • условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию исполнителя.
  • условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
  • условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
  • условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав (например, ограничение права на предъявление требований в случае, если не были предъявлены претензии по месту отдыха в момент обнаружения недостатков услуг);
  • условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении услуг с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками услуг (например, требование доплаты в случае необходимости замены некачественных услуг).

При этом если включение в договор каких-либо из упомянутых условий повлекло причинение убытков, они подлежат возмещению в полном объеме. Требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня его предъявления.

Фактически принятые поправки подводят черту под многолетней практикой, когда турагенты и туроператоры самостоятельно формировали условия договоров с туристами, зачастую игнорируя их противоречия законодательству о защите прав потребителей.

, — говорит руководитель комитета Российского союза туриндустрии по правовым вопросам Георгий Мохов.

Для турагентов данной ситуации логичным шагом станет применение формы договора, максимально приближенной к типовой форме, утверждённой приказом Ростуризма. При этом эксперт не исключил, что данная форма в итоге может стать обязательной при заключении договоров о реализации турпродукта с применением электронной путевки.

 

0 Коммент

    Оставить комментарий

    Login

    Добро пожаловать! Вход в аккаунт

    Запомнить меняЗабыли пароль?

    Lost Password